ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ В ОЛИМПИАДЕ
для обучающихся 7-8 классов

ЗАДАНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ
"Крым и Тюменская область", посвященная 95-летию Тюменского муниципального района
для обучающихся 7-8 классов

Предметная область "Естественные науки"
Учебный предмет "Экология"

Задание №1

Какие экологические группы птиц выделяют в Тюменской области и Крыму?

Приведите по несколько примеров видов, которые относятся к каждому из предложенных типов для каждой из экологических групп.

Задание №2

Где на нашей планете могут обитать моллюски?  Приведите по нескольку примеров видов моллюсков, живущих в разных местообитаниях, в Тюменской области и Крыму.

Задание №3

Рассмотрите рисунок, на котором изображены различные лапы птиц.  Каким видам птиц они принадлежат? Как строение этих лап связано с образом жизни этих птиц? Какие птицы из перечисленных вами могут обитать в Тюменской области, Тюменском районе и на полуострове Крым?

7 8class I z3

Задание №4

Какие животные Тюменской области и Крыма могут помогать растениям в освоении новых территорий? Приведите примеры животных, способных участвовать в распространении растений. Что помогает растениям распространяться таким образом?

Задание №5

Приведите примеры охраняемых птиц в Тюменской области, Тюменском районе и Крыму.

Предметная область "Общественные науки"
Учебный предмет "История"

Задание №1

Ознакомьтесь с содержанием текстов. О каких достопримечательностях Тюменского края и Крыма в них идет речь?

Это было в те времена, когда людей на земле было мало и боги часто посещали землю. Богиня утренней зари Аврора каждое утро выходила на скалу встречать рассвет. Отражение первых лучей солнца на её лице возвещало приход утра нового дня. Без появления Авроры не пели птицы и даже не веселились боги. Все жители Земли радовались прекрасной Авроре, её неземной красоте.
Как-то объезжая свои владения, бог моря Посейдон - увидел на заре Аврору, стоящую на скале. Как удар молнии, любовь пронзила сердце Посейдона. Но знал морской владыка, что невозможна любовь Авроры к нему. В мучениях жил Посейдон, волновалось Черное море, гибли рыбаки, страшные штормы носились от берега к берегу. Сильной страстью воспылал бог моря к богине, ослеплённый был её красотой, но отвергла его любовь Аврора. Знал Посейдон, что только его волшебная диадема может помочь ему и решил он коварством приворожить Аврору. Уговорил он повелителя ветров Эола чёрными тучами закрыть утреннее небо и не дать солнцу осветить небосвод.
Ждёт на скале Аврора первых утренних лучей. Неведомо ей, что не сможет взойти солнце. Задремала богиня в томительном ожидании. Подкрался Посейдон к Авроре и уже было околдовал её. Но тут очнулась повелительница утренней зари и выскользнула из рук Посейдона волшебная диадема. От удара о скалу осколок алмаза короны упал в расщелину. Потеряла диадема колдовскую силу. Так и ушел ни с чем Посейдон.
Рассеялись тучи. Взошло солнце. Встретила Аврора рассвет и украсила утро чудесной зарёй. Засияло всё вокруг. Упал луч и в расщелину, где лежал осколок диадемы. Вспыхнул он ярким светом и превратился в прекрасный замок. И стоит этот замок на самом краю скалы - как символ неразделённой любви.
Считается, что в современном Петербурге не осталось коренных котов — у всех сибирские корни. Дело в том, что во время блокады Ленинграда кошки буквально спасли город от гибели.
В голодном 1943 году истощенные жители съели практически всех животных. В отсутствие кошек блокадный город заполонили расплодившиеся крысы. Они питались трупами на улицах и разносили заразу по всему городу. Грызуны уничтожали зерно на мельнице, где мололи муку для всего Ленинграда, нападали на людей, губили в Эрмитаже картины великих художников.
Ленинград бросил клич помощи по всей стране — началась кошачья мобилизация. Большинство кошек привезли из Ярославской области. Но в конце войны состоялась повторная мобилизация кошек и на этот раз их завезли из Сибири. Их миссия была — спасти культурное наследие города. Барсиков и мурок определили в Эрмитаж и различные музеи и дворцы Ленинграда. Известно, что из Сибири на службу в Ленинград отправились около 5 тыс. кошек. Прибывшие в Ленинград кошки спасали здания и дворцы, имеющие историческую ценность, в том числе и Эрмитаж. Тюмень выразила благодарность хвостатым храбрецам. И теперь эта достопримечательность пользуется большой популярностью у туристов.

Задание №2

«Туманный» колокол в Херсонесе - визитная карточка Севастополя. Он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в Херсонесском монастыре

7 8class II z2

В Севастополе колокол поселился по приказу императора Александра I в 1803 году. После того, как Россия проиграла в Крымской войне 1853-1856 гг., колокол был вывезен во Францию в числе других трофеев. В 1913 году в ходе дипломатических переговоров президент Пуанкаре в знак дружбы с Россией вернул сигнальный колокол, 23 ноября «пленник» прибыл в Севастополь, где был временно установлен на звоннице храма Святого Владимира.

Какую функцию выполняет колокол в наши дни?

Задание №3

Какое отношение этот вид транспорта в Крыму имеет к Книге рекордов Гиннеса?

 

Учебный предмет "География"

Задание №1

Выберите верные утверждения о Крыме:

А. Равноудалён от экватора и северного полюса
Б. В состав входит два автономных округа
В. Береговая линия полуострова сильно изрезана
Г. В состав входит полуостров, который сам «говорит» о своей величине
Д. Омывается двумя морями
Е. Преобладание западных ветров на территории
Ж. Крымские горы занимают большую часть полуострова
З. По территории протекает река, которая носит название шахматной фигуры

Какие из этих утверждений можно отнести к Тюменской области?

В ответе сначала укажите буквы верных утверждений, а затем дайте ответ на второй вопрос задания.

Задание №2

Используя карты атласа, составьте сравнительную таблицу особенностей природы Крыма и Тюменской области.

План сравнения Республика Крым Тюменская область
1. Тектоническая структура    
2. Формы рельефа    
3. Тип климата    
4. Крупнейшие реки (не более двух) и виды их питания     
5. Природные зоны    
6. Типичные представители животного мира (не более трех)    
7. Типичные представители растительного мира (не более трех)    
8. *Рекреационные районы (указать название одного и его краткое описание)    

*Напишите названия рекреационных районов (не более трех) Тюменского района. Укажите, чем они интересны.

Ответ запишите следующим способом:
"Номер строки сравнения"
"Ответ для графы "Республика Крым"
"Ответ для графы "Тюменская область"

Например:
3
Климат умеренного пояса
Арктический климат

Задание №3

В приведенном списке понятий названы природные и искусственные объекты, распространенные в разных районах России.

Выберите те понятия, которые связаны с Тюменской областью и Крымом. Дайте их примерные определения или укажите, чем является этот объект. Какие объекты не вошли в список? Где они находятся?

Список понятий:

  • Кивач,
  • Джур-Джур,
  • Табан,
  • Панин бугор,
  • Карадаг,
  • Мегион,
  • Феодосия,
  • кипарис,
  • озера-соры,
  • Горло Белого моря,
  • рям и согра,
  • Перекопский перешеек,
  • Ольхон.

Пример записи ответа:

Объекты Крыма:
Название объекта - определение;
Название объекта - определение.

Объекты Тюменской области:
Название объекта - определение;
Название объекта - определение.

Объекты не вошедшие в список:
Название объекта - где находится объект. 

Задание №4

7 8class III z4

Маша Ростовцева разбирала документы своего деда, который очень любил путешествовать. Среди документов своего деда – туриста в отдельной папке «Крым – Тюмень» Маша нашла несколько интересных фотографий, сделанных на фотоаппарат «Зенит». Но определить в каких городах были сделаны фотографии Маша не смогла. Помоги ей определить, в каком городе было сделано каждое фото.

7 8class III z4 1
Памятник «Тачанка-Ростовчанка»
7 8class III z4 2
Скульптура «Бурлаки на Волге»
7 8class III z4 3
Соборная мечеть «Ар-Рахим»
7 8class III z4 4
Парк Победы и памятник «Журавли»
7 8class III z4 5
Памятник «Сказ об Урале»
7 8class III z4 6Памятник Шурику и Лидочке
7 8class III z4 7
Сквер сибирских кошек
7 8class III z4 8Скульптура «Ро́дина-мать зовёт!»
7 8class III z4 9Памятник затопленным кораблям 7 8class III z4 10
Монумент «Самарская ладья»

 

Пример записи ответа:
Монумент «Самарская ладья» - Название города
Памятник затопленным кораблям - Название города
Скульптура «Ро́дина-мать зовёт!» - Название города
Сквер сибирских кошек - Название города
Памятник Шурику и Лидочке - Название города
Памятник «Сказ об Урале» - Название города
Парк Победы и памятник «Журавли» - Название города
Соборная мечеть «Ар-Рахим» - Название города
Скульптура «Бурлаки на Волге» - Название города
Памятник «Тачанка-Ростовчанка» - Название города

Задание №5

Используя данные таблицы, определи соленость Черного и Карского морей (в промилле). Чем объясняются различия в солености данных морей. Приведи не менее двух доводов.

Названия моря

Площадь, в км.кв

Глубина, в м

Температура воды, в цельсиях

Соленость, в гр на литр

Высота приливов, в см

Объем воды, в тыс. км³

Черное море

422

1240

+24 (лето)
+10 (зима)

18

3-10

555

Карское море

893,4

620

-1,8 (зима)
+2 - +6 (лето)

3-5

50-80

112 000