ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ В ОЛИМПИАДЕ
для обучающихся 9 классов

ЗАДАНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ
"Крым и Тюменская область", посвященная 95-летию Тюменского муниципального района
для обучающихся 9 классов

Предметная область "Естественные науки"
Учебный предмет "Экология"

Задание №1

Благодаря человеку многие виды растений попали с одного континента на другой, из одного региона в другой и там успешно размножились. Напишите примеры разных видов растений, не характерных для Тюменской области и Крыма, которые успешно расселились по разным причинам, включая деятельность человека. Какие особенности обычно характерны для таких переселенцев? В какие сообщества вселение идёт легче, а в какие труднее и почему? Какие последствия для местных видов может иметь подобное вселение?

Задание №2

Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут с наибольшей вероятностью конкурировать.

Пары организмов: ландыш – сныть, полевая мышь – домовая мышь, волк – лисица, окунь – щука, канюк – ушастая сова, барсук – лисица, саксаул – верблюжья колючка, шмель – пчела.

Ресурс: нора, нектар, семена пшеницы, вода, грызуны, мелкая плотва, минеральные вещества, мелкие грызуны.

Пример записи ответа:
Пара организмов - ресурс,
Пара организмов - ресурс.

Задание №3

В экспериментальных исследованиях по выращиванию сельскохозяйственных растений Тюменской области и Крыма, например, ячменя и пшеницы, присутствие в почве дождевых червей дало прибавку урожая 54 %. В чём заключается положительное влияние дождевых червей на культурные растения в агроценозах?

Задание №4

Микроклиматические условия в центре города и его окрестностях могут сильно различаться (например, разница между температурой воздуха в Тюмени и в Тюменском районе зимой при ясной погоде и сильном морозе может достигать 8° С).

По графикам на рисунке определите сезон года и часы суток с наибольшей и наименьшей разностью температур воздуха между Тюменью и её окрестностями.

Опишите, как может влиять такая разница в температурах на особенности биологии растений и животных, обитающих в Тюмени и Тюменском районе.

9class I z4

Диаграмма «Разность температур»

Задание №5

Зимний период очень сложный в жизни птиц, особенно когда наметает большие сугробы снега и на водоёмах замерзает вода. В это время им трудно добывать корм, и люди помогают птицам, развешивая кормушки или подкармливая птиц.

Ниже приведён кроссворд «Птичья столовая». По начальным буквам в клеточки по вертикали надо вписать названия птиц, которым человек может помочь осенью и зимой.

9class I z5

Ответ следует записывать набором слов через запятую, слева направо (в таком же порядке как они указаны в кроссворде). В случае если какое-то из слов Вам неизвестно, тогда вместо слова нужно указать знак "-" 

Предметная область "Общественные науки"
Учебный предмет "История"

Задание №1

Работа с текстом («Международный договор «О принятии Крыма и Севастополя в состав России» от 18.03.2014»).

Заполни пропуски в тексте:

Статья 1
1. Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора…

Статья 2
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика ____________(1) и город федерального значения _________________ (2).

Статья 3
1. Российская Федерация гарантирует всем народам, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, право на сохранение ______________ (3), создание условий для его изучения и развития.
2. Государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и ________________ (4) языки.

Статья 4
1. Пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя определяются границами территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
2. Граница Республики Крым на суше, сопряженная с территорией Украины, является Государственной границей Российской Федерации.
3. Разграничение морских пространств Черного и Азовского морей осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права.

Статья 5
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются ______________ (5) Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Пример записи ответа:
1 - Слово или фраза,
2 - Слово или фраза.

Задание №2

Восстанови исторический порядок:

1. Таврия, в составе Украинской ССР, Таврида, Крымский улус, в составе Российской империи, Крымское ханство, Таврика, в составе РФ, в составе РСФСР

2. Омская область, Сибирское ханство, Тюменская область, Сибирская губерния, Тобольская губерния

Пример записи ответа:
1. Первое событие, Второе событие, ...
2. Первое событие, Второе событие, ...

Задание №3

До середины 20 века на территории Тюменского края и полуострова Крым находились населенные пункты с одинаковым названием (село и город). О каком названии идет речь?

Задание №4

Свою военную карьеру он начинал в Сибири в 1902 году, продолжил в Крыму в 1920-е годы, а закончил свой жизненный путь в Бельгии. Кто эта личность?

9class II z4

При даче ответа обязательно отразите следующие факты из биографии личности указанной на фотографии:

  • Полное имя.
  • С какими известными событиями в истории нашей страны связан?
  • Назовите двух современников этой личности.
  • Историческое прозвище.

Учебный предмет "География"

Задание №1

Выберите верные утверждения о Крыме:

А. Отраслями специализации являются пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, химическая промышленность и промышленность строительных материалов.
Б. В состав входит два автономных округа.
В. Большую часть населения составляют крымские татары.
Г. Основу промышленности составляет топливно-энергетический комплекс.
Д. Сухопутная граница Крыма с Херсонской областью Украины проходит по Перекопскому перешейку.
Е. Основу электроэнергетики составляют ТЭС, но большое количество энергии вырабатывается на альтернативных источниках энергии.
Ж. На флаге субъекта имеется орнамент северных народов, проживающих на территории.
З. Специализация сельского хозяйства изменяется при движении с севера на юг.

Какие из этих утверждений можно отнести к Тюменской области?

В ответе сначала укажите буквы верных утверждений, а затем дайте ответ на второй вопрос задания.

Задание №2

В приведенном списке понятий названы природные и искусственные объекты, распространенные в разных районах России. Выберите те понятия, которые связаны с Тюменской областью и Крымом. Дайте их примерные определения или укажите, чем является этот объект. Результаты своей классификации внесите в таблицу. Какие объекты не вошли в список? Где они находятся?

Список понятий:

  • Кивач,
  • Джур-Джур,
  • Табан,
  • Панин бугор,
  • Карадаг,
  • Мегион,
  • Феодосия,
  • кипарис,
  • озера-соры,
  • Горло Белого моря,
  • рям и согра,
  • Перекопский перешеек,
  • Ольхон

Пример записи ответа:

Объекты Крыма:
Название объекта - определение;
Название объекта - определение.

Объекты Тюменской области:
Название объекта - определение;
Название объекта - определение.

Объекты не вошедшие в список:
Название объекта - где находится объект.

Задание №3

7 8class III z4

Маша Ростовцева разбирала документы своего деда, который очень любил путешествовать. Среди документов своего деда – туриста в отдельной папке «Крым – Тюмень» Маша нашла несколько интересных фотографий, сделанных на фотоаппарат «Зенит». Но определить в каких городах были сделаны фотографии Маша не смогла. Помоги ей определить, в каком городе было сделано каждое фото.

7 8class III z4 1
Памятник «Тачанка-Ростовчанка»
7 8class III z4 2
Скульптура «Бурлаки на Волге»
7 8class III z4 3
Соборная мечеть «Ар-Рахим»
7 8class III z4 4
Парк Победы и памятник «Журавли»
7 8class III z4 5
Памятник «Сказ об Урале»
7 8class III z4 6Памятник Шурику и Лидочке
7 8class III z4 7
Сквер сибирских кошек
7 8class III z4 8Скульптура «Ро́дина-мать зовёт!»
7 8class III z4 9Памятник затопленным кораблям 7 8class III z4 10
Монумент «Самарская ладья»

 

Пример записи ответа:
Монумент «Самарская ладья» - Название города
Памятник затопленным кораблям - Название города
Скульптура «Ро́дина-мать зовёт!» - Название города
Сквер сибирских кошек - Название города
Памятник Шурику и Лидочке - Название города
Памятник «Сказ об Урале» - Название города
Парк Победы и памятник «Журавли» - Название города
Соборная мечеть «Ар-Рахим» - Название города
Скульптура «Бурлаки на Волге» - Название города
Памятник «Тачанка-Ростовчанка» - Название города

Задание №4

Используя данные таблицы, определи соленость Черного и Карского морей (в промилле). Чем объясняются различия в солености данных морей. Приведи не менее двух доводов.

Названия моря

Площадь, в км.кв

Глубина, в м

Температура воды, в цельсиях

Соленость, в гр на литр

Высота приливов, в см

Объем воды, в тыс. км³

Черное море

422

1240

+24 (лето)
+10 (зима)

18

3-10

555

Карское море

893,4

620

-1,8 (зима)
+2 - +6 (лето)

3-5

50-80

112 000

Задание №5

Познакомься с информационным материалом Википедии. С какими событиями связано строительство Крымского моста? Используя текст, приведенный ниже, определи, какие природные и экономические условия учитывались при выборе места для строительства Керченского моста. Выдели отдельно природные и экономические условия.

Как ты считаешь, обосновано ли строительство подобного моста в южной части Обской губы? Свое мнение обоснуй. В доказательство своего мнения приведи природные (не менее трех), экономические (не менее одной) и социальные (не менее одной) особенности данной территории.

 

Керченский пролив - пролив, принадлежащий акватории Азовского моря и соединяющий его с Чёрным морем. Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, восточным -Таманский полуостров. Ширина пролива— от 4,5 до 15км. Наибольшая глубина— 18 метров.

Крымский мост - транспортный переход через Керченский пролив, состоящий из двух расположенных рядом друг с другом мостов — автодорожного и строящегося железнодорожного, которые соединяют Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу. Один из самых длинных (нередко считается самым длинным) мостов в Европе и, де-факто, длиннейший в России. Автодорожный мост и подходы к нему являются частью автодороги  А-290 (Керчь - Новороссийск). Железнодорожный мост должен стать частью линии Багерово — Вышестеблиевская.

Автомобильное движение открыто 16 мая 2018 года, при этом для грузового транспорта с максимальной разрешённой массой свыше 3,5 тонн открытие ожидается в октябре 2018 года. Плановый срок сдачи железнодорожного моста — декабрь 2019 года.

Маршрут моста выбирался из четырёх вариантов, при отборе среди которых учитывались протяженность перехода, наличие железнодорожных и автодорожных подъездов к нему с обеих сторон, перспектива удорожания строительства за счет дополнительных транспортных сооружений на подходных участках, а также перспективы развития порта «Кавказ», железной дороги, угол пересечения с ходом морских судов, возможность направления транспортного потока в обход Керчи, экологические и социально-политические аспекты, ледовая обстановка в зоне прохождения маршрута, а также наличие на его территории грязевых вулканов. Три варианта предполагали строительство перехода в Крым от косы Чушка, четвёртый предполагал маршрут от Таманского полуострова через Тузлинскую косу и остров Тузла. Последний вариант и был признан оптимальным, утверждалось, что преимуществом этого варианта является наличие площадей для размещения обслуживающих сооружений, отсутствие необходимости строительства сооружений «в зоне тектонического разлома» и меньшая стоимость эксплуатация транспортного перехода, в том числе меньшее энергопотребление, а также возможность обойти объекты историко-культурного наследия и зоны активных грязевых вулканов. На косе Чушка расположен грязевой вулкан, кроме того, строительство моста от неё потребовало бы прекращения работы существующей переправы, что ещё более осложнило бы связь Крыма с российскими регионами на период строительства моста.

Обская губа - самый крупный залив Карского моря, эстуарий реки Обь, расположен между полуостровами Гыданский и Ямал. Длина залива - более 800 км, ширина от 30 до 80 км, глубина до 25м, освобождается ото льда, кроме южной части, в июле и покрывается льдом в октябре. Населённые пункты - Новый Порт, Ямбург, Мыс-Каменный.