ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ В ОЛИМПИАДЕ
для обучающихся 10-11 классов

ЗАДАНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ
"Крым и Тюменская область", посвященная 95-летию Тюменского муниципального района
для обучающихся 10-11 классов

Предметная область "Естественные науки"
Учебный предмет "Экология"

Задание №1

Коротко ответьте на следующие вопросы:

  1. Как по-научному называют «санитаров планеты», разрушающих отмершие остатки организмов и превращающих их в неорганические и простейшие органические соединения?
  2. Какой важнейший фактор среды для аэробных организмов сосредоточен в атмосфере?
  3. Как называется замкнутый цикл процессов и явлений?
  4. Как называются виды живых организмов, которые имеют ограниченный ареал, представленный в пределах одной небольшой географической области?
  5. Как называется фактор среды, воздействие которого может выйти за пределы выносливости организма?
  6. Назовите группу абиотических факторов, связанных с поступлением солнечной энергии, направлением ветров, соотношением влажности и температуры.
  7. Как называют фактор среды, подразумевающий непосредственное воздействие человека на какой-то организм или среду его обитания?
  8. Как называется наилучшее сочетание условий жизни?
  9. Что такое регулируемая фотопериодизмом реакция организма на изменение времени года?

Задание №2

Из приведённого ниже списка выберите мероприятия, способствующие уменьшению скорости эрозионных процессов в Тюменской области и на полуострове Крым:

  1. переход на малоотходные технологии;
  2. организация заказников и заповедников;
  3. безотвальная и плоскорезная вспашка;
  4. вспашка поперёк склонов;
  5. регулирование снеготаяния;
  6. борьба с загрязнением воды, воздуха;
  7. создание полезащитных, водорегулирующих и приовражных лесополос;
  8. обработка почвы с оборотом пласта;
  9. применение тяжёлой техники при обработке почвы;
  10. строительство прудов на вершинах оврагов, аккумулирующих сток;
  11. строительство земляных валов в местах активного водяного стока;
  12. строительство водоотводящих каналов в местообитаниях с повышенной влажностью.

Задание №3

Проанализируйте данные 2017 года о структуре первичной заболеваемости Тюменской области, приведённые в диаграмме ниже.

10 11class I z3

Используя материалы диаграммы, ответьте на следующие вопросы.

  1. Какие заболевания преобладают в Тюменской области?
  2. Предположите причины, связанные с экологической обстановкой Тюменской области, в проявление этих заболеваний?
  3. Какими заболеваниями болеют жители Тюменской области меньше всего?
  4. Предложите профилактические мероприятия для уменьшения преобладающих заболеваний населения Тюменской области.
  5. Можно ли перечисленные Вами мероприятия по профилактике заболеваний применить для населения Республики Крым?

Заданеие  №4

Соотнесите вещества, загрязняющие атмосферу в Тюменской области и Республике Крым с источниками, загрязняющие атмосферу. Дополнительно опишите опасность, которую представляют эти вещества для природы и здоровья человека. При подготовке ответа имейте в виду, что некоторые источники загрязнения могут относиться к нескольким видам веществ, загрязняющих атмосферу.

Вещества, загрязняющие атмосферу:

  1. Оксиды углерода (СО, СО2)
  2. Оксиды серы (SO3, SO2)
  3. Оксиды азота (NO, NO2)
  4. Взвешенные вещества (пыль, сажа и др.)
  5. Радиоактивные вещества

Источники, загрязняющие атмосферу:

  1. транспорт;
  2. предприятия обрабатывающей промышленности;
  3. цементные заводы;
  4. аварии на атомных реакторах;
  5. производство, на котором сжигается уголь, сланцы, нефтепродукты;
  6. сжигание торфа и древесины;
  7. производство и транспортировка атомного оружия;
  8. производство железа, меди;
  9. производство серной кислоты;
  10. производство азотной кислоты;
  11. теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на угле, торфе и мазуте;
  12. испытания атомных и водородных бомб.

Пример записи ответа:
1-B, K, описание опасности, которую представляет вещество;
2-H, описание опасности, которую представляет вещество;

Задание №5

Приведите по несколько примеров организмов Тюменской области и Крыма в каждом пункте, которые имеют островной тип распределения популяций:

  • среди водных организмов (от 1 до 2 примеров);
  • среди сухопутных организмов (от 1 до 4 примеров).

Задание №6

Компонентами экосистемы пресноводного водоёма могут быть:

  • рыбы;
  • бактерии;
  • дафнии, моллюски;
  • водоросли и высшие водные растения;
  • простейшие – инфузории;
  • грибы.

Изобразите схему потоков вещества и энергии в экосистеме водоёма.  Объясните, почему исключение некоторых элементов из этой схемы приведёт к резкому нарушению равновесия данной экосистемы.

Задание №7

В природе биоценозы Тюменской области и Крыма с течением времени изменяются и преобразуются.

Опишите общие закономерности саморазвития экосистем Тюменской области и Крыма, не испытывающих негативного влияния антропогенных факторов.

Предметная область "Общественные науки"
Учебный предмет "История"

Задание №1

Блиц-опрос:

Задание №2

Место – Крым, имя Роджер Фентон, число – 363, фотоснимок - подсказка. Как связаны эти данные между собой?

10 11class II z2

Задание №3

Когда англичане и союзники осадили Севастополь в Крымскую войну, то на вооружении у них уже имелись штуцерные ружья (первые аналоги нарезного оружия). Стреляли они точно, и из-за этого родилась на флоте примета – «третий не прикуривает». Предположите, что означает эта примета.

10 11class II z3

Задание №4

Пословицы и поговорки разных народов очень близки по смыслу и значению. Найдите аналоги среди русских поговорок поговоркам крымских татар (допускается несколько ответов в каждой строке)

Учебный предмет "География"

Задание №1

Выберите верные утверждения о Крыме:

А. Отраслями специализации являются пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, химическая промышленность и промышленность строительных материалов.
Б. В состав входит два автономных округа.
В. Большую часть населения составляют крымские татары.
Г. Основу промышленности составляет топливно-энергетический комплекс.
Д. Сухопутная граница Крыма с Херсонской областью Украины проходит по Перекопскому перешейку.
Е. Основу электроэнергетики составляют ТЭС, но большое количество энергии вырабатывается на альтернативных источниках энергии.
Ж. На флаге субъекта имеется орнамент северных народов, проживающих на территории.
З. Специализация сельского хозяйства изменяется  при движении с севера на юг.

Какие из этих утверждений можно отнести к Тюменской области? 

В ответе сначала укажите буквы верных утверждений, а затем дайте ответ на второй вопрос задания.

Задание №2

В приведенном списке понятий названы природные и искусственные объекты, распространенные в разных районах России. Выберите те понятия, которые связаны с Тюменской областью и Крымом. Дайте их примерные определения или укажите, чем является этот объект. Результаты своей классификации внесите в таблицу. Какие объекты не вошли в список? Где они находятся?

Список понятий:

  • Кивач,
  • Джур-Джур,
  • Табан,
  • Панин бугор,
  • Карадаг,
  • Мегион,
  • Феодосия,
  • кипарис,
  • озера-соры,
  • Горло Белого моря,
  • рям и согра,
  • Перекопский перешеек,
  • Ольхон

Пример записи ответа:

Объекты Крыма:
Название объекта - определение;
Название объекта - определение.

Объекты Тюменской области:
Название объекта - определение;
Название объекта - определение.

Объекты не вошедшие в список:
Название объекта - где находится объект.

Задание №3

7 8class III z4

Маша Ростовцева разбирала документы своего деда, который очень любил путешествовать. Среди документов своего деда – туриста в отдельной папке «Крым – Тюмень» Маша нашла несколько интересных фотографий, сделанных на фотоаппарат «Зенит». Но определить в каких городах были сделаны фотографии Маша не смогла. Помоги ей определить, в каком городе было сделано каждое фото.

7 8class III z4 1
Памятник «Тачанка-Ростовчанка»
7 8class III z4 2
Скульптура «Бурлаки на Волге»
7 8class III z4 3
Соборная мечеть «Ар-Рахим»
7 8class III z4 4
Парк Победы и памятник «Журавли»
7 8class III z4 5
Памятник «Сказ об Урале»
7 8class III z4 6Памятник Шурику и Лидочке
7 8class III z4 7
Сквер сибирских кошек
7 8class III z4 8Скульптура «Ро́дина-мать зовёт!»
7 8class III z4 9Памятник затопленным кораблям 7 8class III z4 10
Монумент «Самарская ладья»

 

Пример записи ответа:
Монумент «Самарская ладья» - Название города
Памятник затопленным кораблям - Название города
Скульптура «Ро́дина-мать зовёт!» - Название города
Сквер сибирских кошек - Название города
Памятник Шурику и Лидочке - Название города
Памятник «Сказ об Урале» - Название города
Парк Победы и памятник «Журавли» - Название города
Соборная мечеть «Ар-Рахим» - Название города
Скульптура «Бурлаки на Волге» - Название города
Памятник «Тачанка-Ростовчанка» - Название города

Задание №4

Используя данные таблицы, определи соленость Черного и Карского морей (в промилле). Чем объясняются различия в солености данных морей. Приведи не менее двух доводов.

Названия моря

Площадь, в км.кв

Глубина, в м

Температура воды, в цельсиях

Соленость, в гр на литр

Высота приливов, в см

Объем воды, в тыс. км³

Черное море

422

1240

+24 (лето)
+10 (зима)

18

3-10

555

Карское море

893,4

620

-1,8 (зима)
+2 - +6 (лето)

3-5

50-80

112 000

Задание №5

Познакомься с информационным материалом Википедии. С какими событиями связано строительство Крымского моста? Используя текст, приведенный ниже, определи, какие природные и экономические условия учитывались при выборе места для строительства Керченского моста. Выдели отдельно природные и экономические условия.

Как ты считаешь, обосновано ли строительство подобного моста в южной части Обской губы? Свое мнение обоснуй. В доказательство своего мнения приведи природные (не менее трех), экономические (не менее одной) и социальные (не менее одной) особенности данной территории.

 

Керченский пролив - пролив, принадлежащий акватории Азовского моря и соединяющий его с Чёрным морем. Западным берегом пролива является Керченский полуостров Крыма, восточным -Таманский полуостров. Ширина пролива— от 4,5 до 15км. Наибольшая глубина— 18 метров.

Крымский мост - транспортный переход через Керченский пролив, состоящий из двух расположенных рядом друг с другом мостов — автодорожного и строящегося железнодорожного, которые соединяют Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу. Один из самых длинных (нередко считается самым длинным) мостов в Европе и, де-факто, длиннейший в России. Автодорожный мост и подходы к нему являются частью автодороги  А-290 (Керчь - Новороссийск). Железнодорожный мост должен стать частью линии Багерово — Вышестеблиевская.

Автомобильное движение открыто 16 мая 2018 года, при этом для грузового транспорта с максимальной разрешённой массой свыше 3,5 тонн открытие ожидается в октябре 2018 года. Плановый срок сдачи железнодорожного моста — декабрь 2019 года.

Маршрут моста выбирался из четырёх вариантов, при отборе среди которых учитывались протяженность перехода, наличие железнодорожных и автодорожных подъездов к нему с обеих сторон, перспектива удорожания строительства за счет дополнительных транспортных сооружений на подходных участках, а также перспективы развития порта «Кавказ», железной дороги, угол пересечения с ходом морских судов, возможность направления транспортного потока в обход Керчи, экологические и социально-политические аспекты, ледовая обстановка в зоне прохождения маршрута, а также наличие на его территории грязевых вулканов. Три варианта предполагали строительство перехода в Крым от косы Чушка, четвёртый предполагал маршрут от Таманского полуострова через Тузлинскую косу и остров Тузла. Последний вариант и был признан оптимальным, утверждалось, что преимуществом этого варианта является наличие площадей для размещения обслуживающих сооружений, отсутствие необходимости строительства сооружений «в зоне тектонического разлома» и меньшая стоимость эксплуатация транспортного перехода, в том числе меньшее энергопотребление, а также возможность обойти объекты историко-культурного наследия и зоны активных грязевых вулканов. На косе Чушка расположен грязевой вулкан, кроме того, строительство моста от неё потребовало бы прекращения работы существующей переправы, что ещё более осложнило бы связь Крыма с российскими регионами на период строительства моста.

Обская губа - самый крупный залив Карского моря, эстуарий реки Обь, расположен между полуостровами Гыданский и Ямал. Длина залива - более 800 км, ширина от 30 до 80 км, глубина до 25м, освобождается ото льда, кроме южной части, в июле и покрывается льдом в октябре. Населённые пункты - Новый Порт, Ямбург, Мыс-Каменный.