Итоги учебного года: развитие инфраструктуры и успешные программы

Вопросы повышения качества образования, внедрения современных технологий в учебный процесс и возможности дальнейшего развития инфраструктуры школ рассматривались на расширенном совещании руководителей образовательных организаций Тюменского района.

IMG 0858

В мероприятии приняли участие заместитель Главы Тюменского района Александр Бормотов, начальник отдела воспитания и дополнительного образования Департамента образования и науки Тюменской области Ольга Парыгина, начальник управления образования Ольга Буторина, начальник управления по спорту и молодежной политике Андрей Кайзер, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав АТМР Светлана Блинова, заместитель начальника управления образования Максим Жихарев, а также руководители образовательных учреждений, педагоги и представители родительской общественности.

Начальник управления образования Ольга Буторина в своем докладе отразила ключевые направления развития образования в муниципалитете. Прежде всего она отметила, что Тюменская область второй год подряд заняла первое место в рейтинге регионов по реализации национальных проектов, все показатели выполнены на 100%.

Это общее достижение – результат наших совместных усилий. Останавливаться на достигнутом не следует, впереди реализация новых нацпроектов. Мы уже осознаём задачи на предстоящие годы, в частности в рамках нацпроектов «Молодёжь и дети» и «Семья». Уверена, что они будут успешно выполнены, – подчеркнула Ольга Николаевна.

В школах Тюменского района обучаются 23 196 учащихся. Реализацию образовательных программ осуществляет 31 учреждение, из них 4 частных. За последний год к сети объектов образовательных учреждений прибавилось здание школы с дошкольным отделением в п. Московский и отделение дошкольного образования в с. Княжево, которое было открыто после завершения капитального ремонта Княжевской школы.

В 2024-2025 учебном году было открыто 370 дополнительных мест для детей дошкольного возраста. Это самый большой показатель по вводу мест за последние годы.

Главной задачей отрасли остается создание современной, комфортной и безопасной образовательной среды, где дети могут не только учиться, но и всесторонне развиваться.
Ольга Буторина выделила территории, где ведутся работы по строительству новых объектов образования и ремонту существующих.

В 2024 году капитальный ремонт и оснащение проводились в здании двух школ: Княжевской и Янтыковской. К августу этого года планируется завершить капитальный ремонт в детском саду «Улыбка» в с. Чикча.

Разработана проектная документация на проведение капитального ремонта 5 объектов образования. Ремонт и обновление образовательных учреждений – важные аспекты для обеспечения качественного образования и комфортной среды для детей. В 2025 году запланированы текущие (частичные) ремонты и уже начаты работы в шести зданиях: в Богандинской школе №1, Боровской школе, Боровском детском саду «Журавушка, Каменской школе, Винзилинской школе имени Ковальчука, Новотарманской школе.

Комплексное оснащение мебелью, оборудованием и инвентарем проходило в рамках капитального ремонта и строительства в трех зданиях образовательных учреждений. Помимо этого во всех образовательных учреждениях проводится замена оборудования, оргтехники, ученической мебели.

Информационные технологии

За последние 5 лет количество персональных компьютеров в школах увеличилось на 40 %. Учреждения пополняются интерактивными панелями и досками, что позволяет внедрять новые форматы обучения.

Нововведения в предметах 

С 1 сентября этого года в 5–7-х классах число часов, рекомендованных для изучения истории, составляет 3 часа в неделю. В рамках учебного предмета «История» будет изучаться курс «История нашего края» в 5-7 классах. В 8–9-х классах изменения предусмотрены с 1 сентября 2026 года: для 8-х классов отводится 34 часа на всеобщую историю и 68 часов на историю России; для 9-х классов – 23 часа на всеобщую историю и 45 часов на историю России.

С 1 сентября 2025 года – в 6–7-х классах обществознание не изучается; в 8–9-х классах число часов, рекомендованных для изучения предмета, остается без изменений, а с 1 сентября 2026 года учащиеся начнут изучать обществознание только в 9-м классе.

Помимо этого, с 2026-2027 учебного года учебный предмет «ОРКСЭ» будет убран из школьной программы, на смену ему будет введен учебный предмет «Духовно-нравственная культура России».

Тестирование по русскому

Еще одно изменение на федеральном уровне – прием детей мигрантов в государственные и муниципальные учреждения. С этого года при подаче заявление на зачисление, ребенок из семьи мигрантов в обязательном порядке должен пройти тестирование на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ. Только при успешном прохождении может быть зачислен в образовательную организацию.

Подготовка к профессии

Профильное обучение позволяет создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами. В Тюменском районе профильное обучение ведется в 30 школах. Профильную подготовку получает 100% учащихся 10-11 классов. В текущем учебном году обучение организовано по пяти профилям: технологическому, естественно-научному, социально-экономическому, гуманитарному, универсальному. Ежегодно расширяется сеть профильных предпрофессиональных классов. 

Для обучающихся, желающих связать свою жизнь с медицинской сферой, в Боровской школе организовано обучение в медицинских классах. Класс открыт на базе естественно-научного профиля, для учащихся разработан учебный план с углубленным изучением химии и биологии, организованы дополнительные занятия с профессорско-преподавательским составом Тюменского государственного медицинского университета.

Ученики осваивают дополнительные программы: «Экология человека» (10 класс), «Генетика человека» (11 класс).
По итогам приемной кампании в прошлом году на медицинские специальности поступило шесть человек – выпускников медицинского класса, из них двое на целевое обучение.

В 2024-2025 году в медклассе обучалось 29 учащихся, из них 12 человек – выпускники. Девять выпускников планируют поступление Тюменский медицинский университет.

Быть учителем!

С 2021 года ведется обучение в психолого-педагогических классах. Они есть в семи школах района: Винзилинской школе имени Ковальчука, Ембаевской школе имени Аширбекова, Новотарманской, Успенской, Червишевской школах и Московской и Созоновской школах. Охват учащихся составляет 127 человек.

В учебный план школьников включены элективные курсы: «Основы психологии», «Основы педагогики», «Основы педагогики и психологии педагогического общения».

Летнюю практику учащиеся психолого-педагогических классов будут проходить в качестве вожатых в пришкольном лагере с дневным пребыванием, что также поспособствует погружению в профессию.

Обучение в психолого-педагогических классах предполагает и более активное участие в целевом обучении по педагогическому направлению.

В 2025 году 14 выпускников таких классов планируют поступать на специальности педагогического направления.

В перспективе школам поставлена задача открыть классы по естественно-научному и математическому профилям, в том числе на уровне основной школы, в 7-9 классах. Как отметила Ольга Буторина, такой потенциал есть у девяти школ: Богандинская школа №1, Винзилинская школа имени Ковальчука, Боровская, Горьковская школа, Ембаевская школа имени Аширбекова, Каскаринская, Успенская, Переваловская и Созоновская школы.

IMG 1140

Прямая речь:
«С учетом тенденций рынка труда все более востребованными становятся специалисты в области искусственного интеллекта и машинного обучения, выпускники СУЗов и ВУЗов по специальностям, связанным с ИКТ и энергетикой и кончено же молодые педагоги, как никогда нужны нашей отрасли. В связи с этим необходимо продолжать качественную работу по профориентации школьников, закрепляя данное направление работы развитием материально-технической базы и кадровой обеспеченности».

Дополнительное образование

Охват обучающихся, занимающихся по программам дополнительного образования в школах и детских садах, составил 20 874 человека.

В 2024-2025 учебном году продолжили свою деятельность образовательные кластеры. Знаковым событием стало открытие в сентябре прошлого года нового центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» в Новотарманской школе.

Сеть инновационных лабораторий расширяется, она включает в себя:

  • 11 НаукоЛабов,
  • 7 РобоЛабов,
  • 7 АйТиЛабов, две из них были открыты в Мальковской и Кулаковской школах.

В учебной деятельности инновационные лаборатории используются при проведении практических работ по химии, биологии, физике, информатике, в том числе при подготовке обучающихся к ГИА и при проведении исследований практической направленности в рамках школьных научных обществ.
В образовательных организациях Тюменского района выстроена система по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи.

Выявлять и развивать способности позволяют ежегодные конкурсы и олимпиады различного уровня. Ежегодно растет число детей, которые принимают в них участие и демонстрируют высокие результаты. Второй год подряд ученица Ушаковской школы побеждает в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку. На всероссийском форуме научной молодёжи «Шаг в будущее» отлично проявили себя обучающиеся Андреевской и Переваловской школ. По итогам форума дипломом 3 степени в секции «Экономика» награжден десятиклассник Андреевской школы, защитив работу на тему «Как подростку создать свой бизнес?».

Итоговым результатом обучения в школе для ученика является государственная итоговая аттестация. На 31% увеличилось количество выпускников 9 классов, получивших аттестат с отличием (135 выпускников, в прошлом году – 103). В целом по результатам ЕГЭ средний балл повысился по математике, биологии, информатике, химии и литературе. В этом году рекордное количество выпускников 11 классов, получивших медаль «За особые успехи в учении», – 99, из них 1 степени - 38 выпускников, 2 степени - 61.

Быть Первыми!

Ежегодно на базе образовательных учреждений Тюменского муниципального района увеличивается количество детских общественных объединений, направленность которых также становится шире. Так в 2024-2025 учебному году количество действующих детских общественных объединений на базе образовательных учреждений составляет 459, среди которых 19 988 обучающихся являются активными участниками объединений различной направленности. Количество объединений, а также вовлеченных в них обучающихся становится больше.

Продолжают свою деятельность 23 первичных отделения «Движения Первых», открытых на базе общеобразовательных организаций. Наиболее развиты такие направления как: медиа направление, патриотизм, культура, спорт и здоровый образ жизни, туризм и экология.

По итогам муниципального отбора на областном этапе Тюменский район представляла команда «Воин-Тигры» Мальковской школы. Ребята стали победителями среди участников средней и старшей категории. На региональном этапе команда в средней и старшей категории заняли второе место.

Еще одним знаковым событием для активистов движения стал Фестиваль Первых, который проводился впервые в Тюменском районе в преддверии Дня защиты детей в п. Новотарманский в мероприятии приняло участие более 500 человек. Необходимо отметить, что в школах района реализуются успешные практики воспитательной работы, опыт реализации которых, транслируются внутри муниципалитета и региона: «Спасательные отряды» (Чикчинская школа имени Якина), «Школьный туристический клуб» (Мальковская школа), «Семейное АРТ-кафе» (Кулаковская школа).

Родительская общественность постоянно проводит рейды по качеству питания в школьных столовых. В работе «Совета родителей» принимают участие 198 активных представителя родительской общественности.

Большая педагогическая семья

На протяжении последних нескольких лет в районе активно проводится работа по планированию закрытия потребности в педагогах на перспективу. Заключаются договоры с абитуриентами на целевое обучения. За период с 2018 по 2024 года заключен 31 договор, в этом году 8 школ района опубликовали 11 предложений о намерении заключить с абитуриентами договоры на целевое обучение. В настоящее время разрабатывается механизм выделения субсидий учреждениям на выплату стипендий студентам, с которыми заключены договоры целевого обучения по педагогическим специальностям. К началу учебного года работа будет завершена.

По предложению управления образования Думой Тюменского района принято решение о дополнительных мерах поддержки педагогов. В части выплаты в размере 50 тысяч рублей выпускники ВУЗов устроившиеся работать в школу в первый год после окончания обучения внесены изменения, теперь на данную меру могут подать заявления и выпускники СУЗов. Введена новая мера поддержки для педагогов, которые трудоустраиваются работать в новые объекты (здания) образования, – ежемесячная компенсационная выплата для оплаты стоимости найма жилых помещений. Заявление можно будет подать в течение 2 лет с момента передачи здания в оперативное управление образовательной организации и получать выплату также в течение 2 лет. Размер ежемесячной выплаты составляет 15000 рублей.

В части индивидуального сопровождения выпускников школ Тюменского района, обучающиеся по программам педагогического образования в ВУЗах и СУЗах, администрациями школ осуществлялось взаимодействие с 37 выпускниками, ныне студентами.

2024-2025 учебный год был особенным в том, что в режиме Единых методических дней в Тюменской области были проработаны актуальные вопросы содержания образования. Идея проведения единых методических дней была предложена педагогическим сообществом, в рамках августовского форума «Призвание – 2024». Тюменский район являлся опорной территорией и педагоги работали во взаимодействии с коллегами из Армизонского и Ярковского районов.

В Тюменском районе работают талантливые профессионалы педагогической профессии. В областном 33-м (XXXIII) конкурсе профессионального мастерства «Педагог года Тюменской области – 2025» представители сферы образования района стали абсолютными победителями в номинациях:
«Директор года» – Наталья Петровна Филиппова , директор Яровской школы; «Воспитатель года» – Марина Валерьевна Латынцева, воспитатель Боровского детского сада «Журавушка».

С основными показателями системы образования Тюменского района можно ознакомиться по ссылке