Представитель Всероссийского экспертного педагогического совета от Тюменской области Наталья Юрьевна Попова отметила, что первоначальная повестка заседания претерпела изменения вследствие событий, произошедших в гимназии № 175 г. Казани, и рассказала об основном содержании рассматриваемых вопросов.

Директор АНО «Центр мониторинга молодёжной среды» Денис Сергеевич Заварзин рассказал о деятельности возглавляемого им учреждения по выявлению деструктивных сообществ в соцсетях и способах борьбы с ними.

Другими словами, специалисты Центра – профессиональные психологи и педагоги выявляют в сети «Интернет» информацию, которая мотивирует подростков и молодежь на девиантное, опасное поведение (суицид среди детей, кибербуллинг, скулшутинг). После того, как выявленный контент проанализирован, составляется экспертное заключение и передается в Роскомнадзор. Разработанная в Центре система реагирует на конкретные действия пользователя: публикация, репост, лайк, комментарий. 

 Денис Заварзин отметил, что для России характерно формирование деструктивных сообществ на базе резонансных событий. Подростки находят схожесть своих интересов с «героями» событий и пытаются подражать им, поэтому формирование подобных сообществ происходит в короткий срок. Создаются личные страницы, группы, паблики, каналы тематической направленности. И на волне «хайпа» сообщества собирают единомышленников.

На этом этапе важно оперативно отслеживать, выявлять и предугадывать распространение новых молодежных течений. Учитывая огромные массивы информации, первичный мониторинг автоматизирован. После получения результатов штатные аналитики центра тщательно проверяют полученную информацию. Центр опирается только на те данные, которые сам пользователь вносит в сеть.

Не менее интересным было выступление директора ФГ БОУ «МДЦ «Артек» Константина Альбертовича Федоренко. Одним из направлений детского центра в прошлом году стал «блогинг». Если мы не можем запретить негативный контент – нужно найти ему альтернативу!

Ведению социальных сетей «Артек» обучил не только воспитателей, вожатых, но и воспитанников и продолжает развивать это направление через онлайн-курсы для всех желающих. Специалистами была проведена большая мониторинговая работа по изучению интересов несовершеннолетних в социальных сетях: популярные сети, контент, возрастные категории пользователей, кумиры-блогеры и другое. Константин Альбертович продемонстрировал и положительный опыт среди педагогов-блогеров, пользующихся огромной популярностью у школьников в ТикТоке, ВК. По его мнению, чтобы составить конкуренцию хайп-блогерам, необходимо изучить опыт успешных блогеров (по различной тематике), использовать в работе более интенсивные методы продвижения и взаимодействия (сторис, видео, игры и другие «примочки»), создавать свои блоги, не бояться, «растить» своих блогеров с положительным контентом. А главное - сделать образовательный контент из порой скучного интересным, полезным, конкурентным.

А еще участники ВЭПС познакомились с представителем образовательной платформы «Сферум» Сергеем Александровичем Мардановым. Данная платформа сейчас активно реализуется на площадках почти 10 тыс. российских школ. 

Отрадно было слышать, отметила Наталья Юрьевна Попова, от представителей Министерства просвещения и общественных организаций о родительской ответственности за деятельность своих детей в социальных сетях. За несколько последних лет у учителей складывалось мнение, что эта обязанность возложена только на них, мониторинг страничек своих учеников превратился в повседневный досуг… Но работа с родителями по профилактике безопасного пребывания детей в сети «Интернет» дала свои положительные плоды, что подтверждают результаты независимого мониторинга. Министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов выразил слова благодарности всем педагогам за проделанную работу. 

Следующий материал будет подготовлен по итогам ответов и комментариев представителей Министерства просвещения на вопросы, поступившие от педагогов в адрес Всероссийского экспертного педагогического совета.