В этом году к 17 образовательным учреждениям, в которых уже действует проект «Зеленые лаборатории под открытым небом», присоединились ещё три: Червишевский детский сад «Сибирячок», СП МАОУ Богандинской СОШ №2 и филиал МАДОУ Каскаринского детского сада «Золотой петушок» в п.Новотуринский «Лукоморье».

Напомним, проект действует третий год. Название «Зеленые лаборатории» говорит само за себя – это проект, направленный на развитие сети приусадебных, опытных участков. Дети проводят сравнительный анализ, заполняют дневники наблюдений, экспериментируют, применяя фантазию. В первую очередь проект имеет практическую значимость и направлен на развитие исследовательских навыков детей. Даниил Павлович, заместитель начальника управления образования Тюменского района, рассказал о том, как появилась идея «Зеленых лабораторий» и к чему стремится проект на данный момент:

«Изначально к проекту присоединилось 10 образовательных организаций, сейчас их уже 20. Для образовательных учреждений участие в проекте – это, прежде всего, возможность для развития у обучающихся интереса к исследовательской деятельности, формирования экологической культуры.

Стоит отметить, что половина участников проекта – это дошкольные учреждения. Они с раннего возраста воспитывают в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, учат навыкам познавательной деятельности.

Проект также направлен на поощрение совместной деятельности обучающихся, родителей и педагогов. Родительское сообщество принимает активное участие, помогая детям на всех этапах их исследований.

В «Зеленых лабораториях» принимают участие и дети с ОВЗ, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В прошлом году у нас был успешный опыт привлечения этих детей к проекту. Например, в Успенской школе проект по выращиванию картофеля в цилиндрической форме вел обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

«Зеленые лаборатории под открытым небом» развивались на протяжении всех трех лет планомерно. Расширялась география, увеличивалось количество участников, проект обрастал новыми идеями. В планах и дальше развивать данный проект среди образовательных учреждений Тюменского района».

Целью проекта может быть не только выращивание и изучение различных сельскохозяйственных культур, но и дизайн и благоустройство территории школы. Именно это направление реализуется в Переваловской «лаборатории».

Нина Васильевна Фомина, заместитель директора Переваловской школы, рассказала о «Зеленой лаборатории» в их школе:

«Ещё в прошлом году мы начали реализовывать проект, детей заинтересовало направление «Ландшафтный дизайн». Год назад мы разделили всю территорию на 4 части: север, юг, запад, восток. В центре – солнечные часы. В соответствии с этими сторонами света оформляются части территории. Дети сами придумывают арт-объекты и дают им оригинальные названия, делают цветники в этих зонах. В прошлый раз мы начали с украшения площадки символами Тюменского района, а в этом году у нас полностью завершён масштабный проект «Площадь 75-летия области», который делали первоклассники. Площадь состоит из «дорожки здоровья», шахматной зоны, игровой зоны со скамейками и столиком для настольных игр».

Как отмечает Нина Васильевна, самое приятное, что дети полностью всё придумывают сами, а преподаватели лишь помогают им реализовать задуманное.

Дошколята с.Перевало не отстают от старших товарищей. У них есть своя «Зеленая лаборатория» под названием «Экосад для дошколят», где они опытным путём изучают сельскохозяйственные культуры, а из выращенных детьми цветов планируется позже сделать гербарий.

Самый успешный проект в прошлом году был в Успенской школе под названием «Выращивание картофеля в цилиндрической форме». Полученные овощи прошли проверку в Роспотребнадзоре и после использовались для питания детей в школьной столовой. Данное исследование имело практическую значимость, ведь в результате выяснилось, что в цилиндрической форме картофель хорошо растёт, площади для рассадки требуется меньше, а клубни получаются крупнее, чем при выращивании обычным способом. Ещё один интересный опыт в «Зеленой лаборатории» Успенской школы – выращивание арбуза квадратной формы, но исследование пришлось прекратить, так как развитию плодов помешали климатические условия. Руководители «Зеленых лабораторий» отмечают, что идея проекта как раз и состоит в том, чтобы дети проявляли свою фантазию и на опыте пытались её реализовать вне зависимости от результата. Отрицательный результат – это тоже опыт.

В этом году в Успенской школе дети продолжили работу в «Тепличном хозяйстве» по выращиванию овощей. На этот раз школьники взялись за выращивание огурцов сорта «Зозуля» четырьмя способами, проводя сравнительный анализ урожайности. На данном этапе эксперимент идёт успешно, но о результатах пока говорить рано.

Недавно присоединившийся к реализации проекта Червишевский детский сад «Сибирячок» начал сразу с опытов над картофелем. Исследование заключается в выращивании картофеля в разных условиях: свет – тень, разный грунт, различные семена картофеля – целый картофель, глазки, долька.

С марта этого года 14 дошколят из структурного подразделения МАОУ Богандинской СОШ №2 присоединились к проекту «Зеленые лаборатории под открытым небом» и вместе с воспитателями начали разными способами сажать рассаду – огурцы, помидоры и картофель. Родители помогали вспахивать огород. Цель исследования – выяснить, какой способ наиболее эффективен, и какие условия помогают получить наибольший урожай. В течение июля ребята наблюдали за ростом помидоров в открытом грунте и в парнике, отмечали влияние погодных условий. В конце месяца занесли замеры роста растений в дневники. Самым приятным моментом для дошколят стало появление плодов вместо цветков. В конце августа уже можно будет взвесить весь урожай. Предварительно можно сказать, что в открытом грунте вся рассада хорошо прижилась.

Родители во всех учреждениях не остаются в стороне и принимают активное участие в проектах школ и детских садов, помогая детям с исследованиями и опытами.